Смерть — явление одинаковое для всех людей, но с похоронными обрядами и традициями разных народов всё полностью наоборот. Они настолько уникальны и неповторимы, что для нас некоторые могут показаться дикостью.
Впрочем каждый ритуал — это отражение культуры разных народов, и сейчас мы совместно с экспертами Музея мировой погребальной культуры покажем, насколько они отличаются.
1. Многоразовый гроб
В 1784 году австрийский император Йозеф II обратил внимание на пышность проведения похорон. По его мнению, люди тратили слишком много денег на это, поэтому он приказал соорудить многоразовый гроб. У этого гроба было открывающееся дно, через которое тело покойника просто падало в могилу. Вскоре люди стали возмущаться, начались массовые беспорядки, и традицию пришлось отменить, но идея Йозефа II всё равно навсегда останется в истории погребальной культуры.

2. Сожжение бумаги на китайских поминках
У китайцев это своего рода жертвоприношение, только в их понимании не обязательно сжигать что-то настоящее. Более того, принято считать, что сожженные предметы перейдут к почившему в загробный мир. Поэтому на поминках часто сжигаются фальшивые деньги, бумажные макеты разных вещей и даже муляжи слуг. Умерший должен ни в чем себе не отказывать, поэтому, помимо «денег загробного банка», как их называют сами китайцы, предусматривается и специальная кредитная карта для преисподней. Жертвующие очерчивают зону горения мелом, что одновременно служит порталом и защитным барьером, сохраняющим границу между мирами живых и мертвых. Также отпугивать злых духов помогает громкая музыка, поэтому многие семьи нанимают в последний путь целые оркестры.

3. Вынос гроба по-славянски
У наших предков была интересная традиция: тело покойника нельзя было выносить через входную дверь. Объяснялось это тем, что мертвый мог вернуться только привычным способом, поэтому находчивые славяне выносили тела мертвых родственников через окно или специально проделанные отверстия.

4. Присесть на дорожку и на покойника
Обряд «присаживания» на покойника был описан историком и археологом Людмилой Николаевной Хаховской – сотрудником НИИ ДВО РАН, которая сама присутствовала на нём в 2011 году. Свои впечатления она изложила в статье «Погребальный обряд верхнепареньских коряков». Ритуал оказался настолько насыщенным, что зафиксировать все и сразу было сложно. Впрочем, известия об обычае перед выносом тела умершего человека из жилища присаживаться ему на грудь доходили еще до советских ученых, однако Хаховской удалось присутствовать на ритуале лично и убедиться воочию, что ритуал этот до сих пор жив.
Обряд «присаживания»
По словам археолога, все происходит перед непосредственным выносом тела из дома.Тело умершей – старейшей в селе женщины, было одето в специальную похоронную одежду – гагали, а лицо покойной было по обычаю северных народов полностью скрыто от глаз присутствующих огромным капюшоном. Покойница лежала прямо на полу, головой к входу. Народу на похороны пришло много, но некоторые даже не заходили в дом, а другие приходили уже на обряд сожжения тела, который проходил в отдалении от жилья.
Ритуал начался с того, что две женщины, выполняющие роль «ворон» – вестников или проводников из мира мертвых, обвязали умершую по талии жгутом из трав; то же проделали с каждой рукой выше локтя, после чего начался обряд «присаживания».
Присутствующие в жилище двигались по часовой стрелке, и каждый из них должен был на несколько мгновений сесть на грудь покойнице верхом, лицом к лицу и при этом отведать ритуального блюда, которое называли на современный лад «салатом» и отведать его, запив чаем. Порция, предназначавшаяся самой покойной, стояла тут же, у её головы.
Первыми присаживались самые близкие родственники: сын, дочь, внуки, за ними – распорядитель похорон. Одни люди задерживались дольше, поедая «салат», другие делали это быстро. Сажали и маленьких детей, а младенцев при этом держали на руках.
Любопытно, что «присаживание» проделали все 30 человек, что были в жилище, кроме «ворон», причем, некоторые делали это не по одному разу, а некоторые – по три и даже по четыре раза – чаще всего повторно на грудь покойнице садились родственники.
При вставании, каждому человеку следовало переступить покойницу правой ногой.
Обряд «переступания»
После ритуала «присаживания» следовал ритуал «переступания» покойницы – двигаясь по кругу, все, кто был в доме, должны были переступить через тело умершей правой или левой ногой. Сопровождалось это выпиванием спиртного, а детям давали чай или морс.
При этом «вороны» присаживались с двух сторон от тела покойной, брали в свои руки руки покойницы и постукивали ими по ногам переступавших через нее, издавая звуки, схожие с вороньим карканьем.
После переступания тела каждый из присутствовавших должен был как бы оттолкнуть его ногой от себя. Когда переступание проделал последний из присутствующих, «вороны» переступили через тело сами, после чего начался вынос тела.
Местные дополнили ритуал рассказом, что в давние времена, каждый из родственников должен был сидеть на груди и покойного, пока все остальные не переступят через него, совершив полный круг. А «присаживание» по несколько раз означало, что родственник делал это за других людей, которые отсутствовали.

5. Посмертная свадьба
И снова Китай. Им мало просто сжигать бумажные деньги и вещи, чтобы обеспечить достойную «жизнь» покойного в загробном мире. Одиноким людям, столкнувшимся с неизбежным, находят такого же мертвого жениха или невесту. После для трупов играют свадьбу, и только тогда хоронят.
Есть две трактовки этого обычая.
Первая: одинокий умерший навсегда останется одиноким и в загробной жизни.
Вторая: неженатые и незамужние люди после смерти превращаются в злых демонов. Чтобы предотвратить оба из возможных исходов, родственники и проводят посмертные бракосочетания. Любовь до гроба?

6. Копчение по-гвинейски
Мы привыкли представлять мумий, обмотанных в бинты, но есть много других способов мумифицирования. Так, например, представители племени анга в Папуа — Новой Гвинее кладут усопших на скалистую возвышенность и оставляют под открытым солнцем, предварительно зашив мертвым рты и анусы. Это позволяет добиться эффекта копчения и засыхания, а не гниения. В качестве памятного сувенира для горюющих вдов и вдовцов у бывших супругов срезаются подошвы стоп, язык и ладони.

7. Украшения из мертвых
Это явление встречается у многих народов. Так, например, в Викторианскую эпоху из волос покойников изготавливались различные украшения: браслеты, цепочки, серьги, кулоны — всё, на что у живых хватало воображения. Волосы использовали даже в украшении различных картин и составлении панно. В Музее мировой погребальной культуры этому явлению уделено особое внимание: им удалось собрать множество экспонатов, богатых своими трагическими историями. Волосы — не единственное, из чего делают украшения. В Южной Корее из-за нехватки территорий под захоронение из праха покойников делают бусы, которые либо хранят дома, либо носят на себе.

8. Корпоративная этика
Даже после смерти Японцы — трудолюбивая нация: они отдают большую часть жизни работе, а после смерти — и половину того, что от них остается. Дело в том, что в Стране восходящего солнца почти 98 % людей предпочитает кремацию, а на их прах претендуют не только родные, но и компании, в которых покойные работали. Для этого сооружены даже специальные корпоративные кладбища, где на надгробиях указываются не только имя и период жизни, но и логотип компании.

9. Прыжок веры с тибетских скал
Мировоззрение местных тибетских монахов строится на том, что тело — это лишь материальный сосуд, удерживающий душу. Следовательно, чтобы освободить душу, нужно сломать сосуд, пленяющий ее. Делают они это очень интересным способом: сбрасывают трупы с крутых скал, где в дальнейшем теми могут полакомиться стервятники. Примечательно и то, что это не относится к глубокой древности. Даже сейчас около 70–80 % людей выбирают именно такой способ упокоения.

10. Фото с покойником
Этот негласный ритуал пользовался большим спросом в XIX веке в странах Европы. Примечательно то, что для таких семейных фотографий покойника наряжали в его обычную одежду, рисовали глаза на закрытых веках и опирали на специальные штативы, чтобы зафиксировать в естественных, «живых» позах. Так скорбящие хотели напоследок запечатлеть (или вернее будет сказать — воссоздать) образ умершего на память. Отмотать время. Такие фото сессии устраивались не только для взрослых, но и для детей, которых располагали рядом с любимыми игрушками. Сейчас смотреть на это жутко, но в то время это помогало людям справиться со своим горем.
